Мода и визуальное искусство: от футуризма до наших дней

Мода и визуальное искусство: от футуризма до наших дней

В течение всего XX века не только модельеры, но и художники и архитекторы обращали свое внимание на дизайн одежды, проектирование или производство произведений, которые иногда нельзя носить, но которые можно рассматривать как предметы искусства, а иногда как «манифесты» социального и антропологического процесса.

Если вы думаете, что дизайн мужской одежды очень консервативен, то вы будете правы, но все-таки дизайн даже мужской одежды прогрессирует  и изменяется под воздействием внешних факторов.

Мы переходим к очень богатой и обсуждаемой истории моды, через ключевые моменты, полные неожиданных поворотов происходящих из архитектуры, моды, дизайна и изобразительного искусства.

Всю историю развития человечества, то что, мы называем современной цивилизацией, складываются глубокие отношения между архитектурой, модой и изобразительным искусством.

 

Джакомо Балла, художник, который первые 10 лет своей деятельности посвятил анализу дизайна одежды, а в манифесте «Антинейтральное платье» (1914) объяснил правила футуристического дресс-кода.


Giacomo Balla, 1930:

Giacomo Balla, 1930

Thayaht, футурист, который в 1919 году придумал костюм, платье, которое вначале считалось «популярным», но затем превратилось в некую форму для гала-концертов Флорентийской аристократии

Глядя на это фото cнизу, в очередной раз вспоминается выражение — «мода циклична», а в голове возникают образы и модели актуальных английских дизайнеров, модели одежды Watanabe и Рубчинского с их акцентами на рабочей униформе.


Thayaht, 1919

Thayaht Мода и визуальное искусство: от футуризма до наших дней




Sonia Delaunay, художница, которая помогала мужу в исследовании цвета и преломления свет, делала очень элегантные платья, в которых различные оттенки и ткани сочетались в образцовой гармонии, основанной на оптических эффектах

Sonia Delaunay, 1925

Мода и визуальное искусство: от футуризма до наших дней


Piero Gilardi, который в своей моделях «Vestiti natura» («Природные платья»), состоящих из пенополиуретана, проявляет искреннюю заинтересованность в вопросах экологической устойчивости и последствий технологического развития

Piero-Gilardi, 1964-2012

Мода и визуальное искусство: от футуризма до наших дней


Jana Sterbak, чьи скульптурные платья, некоторые из которых состоят из довольно опасных предметов, представляют собой интенсивное размышление о теме власти и о правах женщин.

Jana Sterbak, 1984-85

Мода и визуальное искусство: от футуризма до наших дней


Enrica Borghi, автор великолепных платьев, состоящих из пластиковых бутылок и сумок, приглашая для взрослых и детей сделать все возможное для защиты окружающей среды.

Enrica Borghi, The Queen, 1999

Мода и визуальное искусство: от футуризма до наших дней


Caterina Crepax, архитектор, делающий необычные платья из бумаги, бумажных обрезков, напоминая нам о необходимости вторичной переработки древесины.

Caterina Crepax, 2005

Caterina Crepax, 2005


Мода и визуальное искусство: от футуризма до наших дней

Jorge and Lucy Orta, авторы странной инсталляции, которую можно воспринимать как уличный театр, общественный протест или максимализация функционализма, получившее дальнейшее развитие этой идее у ACRONYM.

Lucy Orta, Refuge Wear, 1992-93

Lucy Orta, Refuge Wear, 1992-93


Zaha Hadid, архитектор, разработала пластиковые туфли разных цветов для бразильской компании, чьи извилистые линии напоминают о архитектуре, даже если их не так удобно носить.

Zaha Hadid

 Zaha Hadid



Конечно, в этот список можно добавить больше дизайнеров и художников.

Это трудный выбор, это точно. Это и вечернее платье 30-х годов Madeleine Vionnet, в котором сочетаются элегантность и легкость, Franco Moschino, который во многих случаях делал резкое и едкое размышление о моде, платье из коллекции Mondrian дизайнера Ив Сен-Лорана…

 Мода и визуальное искусство

Yves Saint-Laurent, Mondrian

Yves Saint-Laurent

Но если подумать еще… этот список будет еще больше!

В какой степени мода, визуальное искусство и дизайн все еще взаимодействуют сегодня?


Эти миры находятся в тесной связи друг с другом и постоянно взаимодействуют, как показывают коллекции нескольких модельеров, большинство из которых вдохновлялись, конечно же, произведениями искусства и архитектуры

Одним из примеров таких художников является Antonio Marras, итальянский модельер, который имеет постоянные и отношения как с ремесленниками, так и художниками. В Альгеро он организовал выставки Марии Лай, экстраординарного сардинского художника, Клаудии Лоши и Кэрол Рамы. Несколько лет назад он запустил линию мебели, в которой материалы, одежда и предметы перерабатываются и повторно используются. Кроме того, он разработал платья для театра и придумал фантастическую выставку, посвященной ему в 2016 году, где великие инсталляции, картины, рисунки и эскизы рассказывали о его творческом пути ….

Antonio Marras, Nulla dies sine linea, Mostra Triennale, 2016, allestimento Daniela Zedda

Мода и визуальное искусство

Многие художники и дизайнеры с большим интересом смотрят на моду и часто приглашаются модными брендами для разработки платьев или аксессуаров с неожиданными результатами.


Дэмиен Херст в 2007-08 годах разработал капсульную коллекцию джинсов для Levi’s используя тот же метод, который использовался для его Spin Paintings.

Мода и визуальное искусство

в 2013 году разработал еще одну капсульную коллекцию платков для Александра МакКуина, вдохновленной темой смерти, представляющей лейтмотив почти всей его работы.

Damien Hirst per McQueen, Skull scarf, 2013


Damien Hirst per McQueen, Skull scarf, 2013


Damien Hirst

Damien Hirst Levi's Vintage Clothing Levis

Damien Hirst Levi's Vintage Clothing Levis


Автор: Arsen Cixaniridze | Тбилиси-Москва.