История футболки

История футболки

Чистое полотно с бесконечным потенциалом, футболка, без сомнения, самая распространенная и востребованная часть одежды, которую носили сегодня, которую мы все считаем само собой разумеющееся, и мало думаем о ее происхождении.

Мы все знаем корни происхождения джинсов, свитеров и курток, но история футболки несколько туманна.

А ведь если задуматься, то футболка, судя по корню слова, попала в наш гардероб из футбола, а точнее из футбольной формы.


Настоящее откровение, не правда ли?


Наш каталог дизайнерских футболок по ссылке.



Но еще раньше футболка была частью военной формы (амуниции), став в послевоенное время одним из символов сексуальной свободы и только потом заняла место в коллекциях модных брендов, и в целом получив статус независимой части гардероба.

 


История футболки (T-shirt в англоязычной версии) можно начать с её прародителя – от почти вымершего нижнего белья, а именно нательного комбинезоне из фланели, запатентованного в 1868 году в США, который носили американские рабочие (мужчины и женщины), работавшие на полях, фабриках, шахтах и доках под своей рабочей одеждой зимой в качестве дополнительного слоя теплоизоляции.

Нательный комбинезон защищал тело рабочего от холода от шеи до лодыжек и производился  либо из шерсти, либо из хлопчатобумажной ткани, имел застежку спереди и пресловутую заднюю застежку в виде кармана, по очевидным причинам. Если ношение комбинезона зимой было вполне себе комфортно, то летом в нем было невозможно жарко. Мысль разделить комбинезон на 2 части (верх и низ) лежала на поверхности, что и было кем-то сделано.





В 1904 году компания Cooper Underwear признав недостатки и потенциал нательного комбинезона, представила модернизированную линейку этого нижнего белья в раздельном виде: отдельно верх и низ.

Все еще считающееся нижним бельем, новый 2-х компонентный комбинезон стал незаменимым предметом одежды на протяжении большей части начала 20-го века.

Верхняя часть нательного белья, в конце концов, стала называться «хенли», которая берет свое название от Королевской гонки на байдарках Хенли (Henley Royal Regatta), престижной гребной гонки, проводимой в Англии каждый год (на фото ниже).



Футболка из нательного белья стала спортивной, благоприятной своей эластичности, легкости, способности быстро сохнуть, воздухопроницаемости, а также возможности для идентификации (брендирования) в соответствующие командам цвета.


На фото: команда гребцов Колумбийского универститета, победившие в гонке Henley_Royal_Regatta в 1878 году, а справа - участники команды раннего американского футбола (название команды не известно).




ВМС США ввели майки на пуговицах в своих войсках в 1913 году, а модификация для морских пехотинцев, дислоцированных в тропическом климате, сильно отличалась от классической «хэнли», в которой было слишком жарко, Возможно именно тогда «изобрели» форму T-shirt (Т-образную рубашку).

Американские войска вообще играли ключевую роль в том, чтобы ввести предметы военной одежды в повседневный гардероб.

Футболки с круглым вырезом медленно становилась приемлемой для некоторых «неформальных встреч» в кругу друзей в некоторых частях общества, но она по-прежнему считалась слишком неформальной.

Военный действия в период до и после I Мировой значительно повлияли на моду, в том числе на покупательскую способность даже высшего общества.

Включение Коко Шанель в ее коллекцию 1917 года символической бреттонской рубашки в полоску (часть французской военно-морской формы), несомненно, сыграло большую роль в изменении представлений о моде для женщин и моде вообще во всем мире.

То, что ранее представлялось невозможным, стало допустимым. Окно «овертона» в моде чуть приоткрылось…

Бретонская рубашка в полоску была впервые представлена в 1858 году как форма для всех французских военно-морских моряков в Северной Франции. В оригинальном дизайне была 21 полоска, по одной на каждую победу Наполеона Бонапарта. Ну теперь понятно увлечение Жана Поля Готье полоской ...


На фото (слева на право): Коко Шанель, lookbook Balmain homme 2014, Жан Поль Готье.






Тем не менее, переломный момент для футболки произошел во время и после Второй мировой войны.



Подпитываясь растущим влиянием средств массовой информации военного времени, общее признание и популярность футболки росла экспоненциально.

Фотографии в газетах и фильмы на экранах показывали американские войска в разных частях света. Солдаты показывались в разных ситуациях, в то числе во время отдыха: играли в карты, смеялись, расслаблялись и, чаще всего, в плотно облегающих белых майках.





После окончания войны в 1945 году герои Америки вернулись домой, и вновь заняли свое место в обществе.

В виду глобального чувства общего оптимизма, жесткий общественный дресс-код ослаб, а футболка еще более цементировала представление того, каким должен быть мужской гардероб.

Во время войны, футболки производства Velva-Sheen (компании получившей военный контракт), были военным стандартом, а их трубчатая конструкция создавалась путем бесшовной вязки по кругу.

Отсутствие бокового шва оказалось слишком дорогостоящим решением для использования в гражданских целях, и в последующие годы их вытеснили футболки, которые и сейчас производятся из трикотажного полотна.


Наряду с армией, ключевым игроком во всеобщем распространении T-shirt стало кино.



«Послом моды» в то время был Марлон Брандо. Небрежно одетый в футболку в фильме «Трамвай «Желание» (1951) он моментально сделал этот предмет одежды популярным.

Решение о том, чтобы изобразить Брандо в грязной белой футболке и джинсах Levis, было смелым шагом, так как у этой одежды все еще было немыслимое сопутствующее значение.

Тем не менее, Брандо, с его легким прохладным и откровенно мужественным поведением, в одиночку изменил общее глобальное восприятие футболки.





Четыре года спустя, Джеймс Дин принял его эстафету в своей прорывной роли в фильме «Бунтарь без идеала» (1955).





Фильмы 60-х и 70-х годов подхватили эту модную тенденцию, и популярность футболок продолжала расти.



В то же время значительные успехи в искусстве и в технологии нанесения принтов на текстиль, совпали с бурным ростом глобальной экономикой и повышением качества жизни.

Поп-арт захватывал искусство и моду, а брендинг стал больше, смелее и ярче, чем когда-либо прежде.

Таким образом, футболки начали украшаться красочными принтами и логотипами. Они стали важным инструментом для «передачи сообщений» - как положительных, так и отрицательных. Футболка стала не просто одеждой, а рекламным щитом для всех и вся.

Rolling Stones и Coca-Cola начали использовать футболки в качестве маркетингового инструмента.




История футболки в СССР


В мужской гардероб футболки попали через спорт.

Молодая власть советов активно пропагандировала физкультуру и спорт. Массовые спортивные парады и шествия 30-х и 40-х годов, периода становления советской власти, проходили под лозунгами «в здоровом теле – здоровый дух».

Скрытая идея пропаганды здорового образа жизни через массовый спорт, заключалась в необходимости слома прежних устоев морали, понятий "стыда" и семейных отношений и продвижении в массы новых ценностей, в том числе в половом вопросе.

Собственно этим занимались все страны и правительства, это была бешеная гонка на выживание государственных моделей управления.




Однако как и в западном мире, футболки в нашей стране долго не признавались как независимая часть одежды, в то время как майки, как нательное белье, были намного более популярными, возможно потому, что были чуть дешевле.

Футболки долгое время оставались футбольной формой, откуда собственно и пошло ее название.





Футболка стала повседневным предметом одежды в СССР примерно в 60-е годы, поддавшись тлетворному влиянию запада: к нам начали проникать модные футболки с принтами, становясь часть молодежной контр-культурой, и рост их популярности был лишь вопрос времени (статья на тему: Гоша Рубчинский).



К концу 20-го века футболка стала всеобъемлющим явлением, независимым предметом одежды без которого мы уже не представляем себе современный гардероб.


А каждый модный дом предлагает свои итерации этого предмета, из хлопка, синтетики, шелка и кашемира, дизайнерского кроя, с принтами и без, по ценам которые могут быть просто астрономическими.


Футболка независимо от пола, класса, тела или расы, стала глобальным унификатором.




Автор: Arsen Cixaniridze | Тбилиси-Москва.