Как футбол влияет на мужскую моду

Как футбол влияет на мужскую моду

Несомненно, триумфально прошедший чемпионат мира по футболу придал спортивной моде вообще и футбольной в частности, еще больший интерес.


То как футбол влияет на мужскую моду сегодня не ограничиваются географически. Благодаря интернету и социальным сетям бренды из Азии могут появиться в Северной Америке, британский бренд может обрести культ в Японии, а клиенты получают бесконечное количество знаний и информации о тенденциях.


Как футбол влияет на мужскую моду


Узнаете себя на фото (сверху)?  Удивлены? Да, это типичный дресс-код типичного футбольного фаната (хулигана): HALO TECH JACKET X PANT SUIT и спортивные зауженные ADIDAS FITTED TRACK PANTS.




Это было не всегда так.

Было время, когда вам действительно приходилось путешествовать, чтобы "раскопать" новый бренд или купить желанный объект.

Тем не менее, корни современной модной глобализации спортивной моды и понятие модного туризма были порождены не кроссовками, а футболом.

Сегодня такие бренды, как Stone Island, обладают впечатляющей репутацией, но десятилетиями назад они были мало неизвестны за пределами своих стран. Все это изменилось благодаря европейскому футболу.


Чтобы понять то, как футбол помог сформировать моду, мы должны сначала познакомиться с феноменом ультрас, с их субкультурой, которая пронизывала Британию с 70-х годов.


футбол и мода


Футбол стал той самой "национальной идеей", которая объединила людей в Европе, что сделало футбол новой религией, а стадион церковью. Самые страстные фанаты объединялись в группы ультрас, которые стояли весь матч (90 мин.) стоя скандируя кричалки в поддержку своей команды. Эти хардкорные поклонники футбола путешествовали по европейским странам, следуя за своей командой.

Ультрас ассоциировались с криминалом, конфликтами, словесным и физическим насилием.


Очень часто между движением ультрас и скинхедами ставят знак равенства. Это не совсем верно!

Можно даже сказать, что ультрас  - это агрессивные фанатики, «фаны», футбольные хулиганы.

Скинхеды также любят футбол, но их главная идея - это расизм и нацизм. Степень интереса к футболу в каждой группе скинхедов может варьироваться от полного фанатизма до слабого интереса к исходу матча.


В 60-х и начале 70-х годов движение скинхедов было глубоко привязано к определенным брендам и имело четко выраженный дресс-код: кожаные куртки и тяжелые ботинки Dr. Martens, что сделало их легкой мишенью для полиции, стремящейся обуздать насилие на трибунах.

Необходимость альтернативной моды, которая не ассоциировалась с этим негативом, породила стиль Casuals.


влияние футбола на мужскую моду


Сейчас ведутся бесконечным споры о том, кто причастен к появлению стиля Casuals, но большинство согласны с тем, что это были либо Perry Boys (фанаты клуба Manchester United), либо Scousers (фанаты Liverpool).

Однако поклонники Livepool, вероятно, заслуживают большего нашего внимания. Scousers последовали за «Ливерпулем» на континентальные матчи в середине-конце 70-х, где открыли для себя множество иностранных марок, которые носили поклонники других команд на континенте.

Они проводили дни перед матчами, блуждая по улицам Милана, Парижа и других городов Европы, где познакомились с C.P. Company, Sergio Tacchini, Stone Island, Fila, Diadora, Ellesse, Lacoste и L’Alpina.

Иногда этот квест за «континентальной модой» граничил с безумием: так, например, болельщики Ливерпуля прочесывали Адидас-центр в Париже в поиске кроссовок, которые больше нигде в мире не продают. Это был самый любимый миф у всех спортивных фанатов...


Scousers и Perry Boys начали опознавать себя по одежде (по брендам) который они носили, благодаря своим спортивным костюмам, поло и низко профильным кедам adidas (читайте статью о Maison Martin Margiela и его итерациях этой марки).


мода бренды и футбольные хулиганы


Мода не только способствовала общению между фанатами, но она определяла различные группы и становилась движущей силой социальной идентичности.

Появлялось некое соперничество между футбольными фанатами в поиске новых брендов, и новых моделей спортивной одежды, с целью "застолбить" их под фанклуб своей команды, до того момента как они (одежда и бренды) стали бы известны по всей Британии.

Те же из ультрас, который могли себе позволить поездки в Европу часто становились неофициальными импортерами иностранных брендов, скупая одежду десятками штук и привозя их обратно через Ла-Манш, чтобы продать тем, кто не смог себе позволить совершить поездку.

Diadora, Sergio Tachini, Lacoste и Ellesse, были известны как теннисные бренды в своих родных странах, но на протяжении многих лет они переплелись с британским футболом до такой степени, что потеряли свой имидж чисто теннисной одежды.


Интересно, что "теннисный" бренд Fred Perry основанный и названный в честь известного теннисиста, был также "освоен" ультрас.

В 1957 году фанаты West Ham обратились к самому известному на тот момент ретейлеру спортивной одежды - Lillywhites c просьбой включить фирменные цвета их клуба в цветовую гамму классических поло Fred Perry.

Их просьба была удовлетворена.


футбол и мода


В 80-е годы сложилась устойчивая тенденция к росту популярности casual одежды, а в гардеробе болельщиков появились новые бренды верхней одежды, такие как C.P. Company и Stone Island, быстро завоевавшие пристрастия среди ультрас футбольных фанатов, отчасти из-за климатических условий английского футбольного сезона, который проходит зимой.

Одежда C.P. Company и Stone Island стала быстро популярной в Великобритании, а их логотипы внушали страх, так как прочно ассоциировались с футбольными хулиганами.

В 80-е годы, как и в любом другом тренде, стиль casual начал интегрироваться не только с новыми брендами, среди которых были Armani, Ralph Lauren, Paul & Shark, Prada, а также британские бренды Burberry и Aquascutum, но и с новыми стилями одежды.


Этот "модный сдвиг" не был скоординирован сам по себе. Однако в конце концов компании, чьи лейблы носили ультрас футбольные фанаты, например, Stone Island попытались дистанцироваться от их дурной славы.

Даже Burberry, в конце 90-х годов, не смогли получить доступ в сети престижных магазинов Selfridges из-за этого пятна на репутации бренда.


мода бренды и футбольные хулиганы


Тот факт, что casuals вобрал моду с неоспоримыми признаками мачизма, позволило новым брендам проникнуть в мейнстрим и быть принятыми другими людьми, что помогло "нормализовать" интерес к моде среди мужчин.


2000-е породили романтику хулиганства, которую еще больше пропагандировали бренды, которые носили ультрас.

Такие фильмы, как Green Street Hooligans (кадры из фильма в начале статьи и ниже, в главной роли Чарли Ханнэм и Элайджа Вуд), The Football Factory и The Firm, проливают свет на субкультуру, а «реформированные» хулиганы выпустили серию ревизионистских мемуаров, в которых описывались как насилие, так и мода на футбольных трибунах таким образом, что привлекало внимание и интерес.


футбольная мода бренды


Любимые бренды футбольных хулиганов Stone Island, Burberry, Sergio Tacchini и некоторые другие - стали символом маскулинности, а также получили успех на всей территории Великобритании.


Популярность в Великобритании также повысило их популярность в других странах, способствуя распространению футбольной моды на всем европейском континенте, поскольку посетившие Британию болельщики из Германии, Швейцарии, Голландии и России приняли к сведению стиль casuals и подражали ему дома.


Бренды распространились по всей Европе, от Манчестера до Москвы, до такой степени, что сегодня их логотипы несут глубокий социальный контекст, который не знает границ среди любителей футбола.



Сегодня casuals находится в зените популярности, а Stone Island пользуется неоспоримым авторитетом, чему способствует появление исполнителей в стиле grime (и связанной с ней модой) за пределами США и главных звезд, таких как Дрейк, служащих ее неофициальными послами.


Спортивный костюм больше не ассоциируется только с хулиганами, а дизайнерские бренды, такие как Gucci, предлагают тренды в одежде, которые доминировали на трибунах 70-х и 80-х годов.

Дизайнер Гоша Рубчинский использовал пространство выставки Pitti Uomo, чтобы воздать должное итальянским лейблам спортивной одежды таким как Sergio Tacchini, Kappa и Fila.


спортивная мода сегодня


Его постоянная работа с Burberry и Adidas также помогла пересмотреть, расширить и обновить несколько стилей, которые когда-то были изолированы в пределах стадионов по субботам после обеда.

Adidas, со своей стороны, воспользовался тенденцией к росту популярности своей программы Spezial, серии City и низко профильных силуэтов, таких как Gazelle.




Все это разворачивается на наших глазах, в режиме реального времени благодаря интернету и платформам, таким как Instagram.


Для тех фанатов, которые пережили 70-е, 80-е и 90-е годы, все это должно быть смешно: сегодня все так просто и, казалось бы, бессмысленно. Значок «Stone» больше не является символом чести, свидетельствующим о том, что вы следовали за своей командой в европейских турне и готовы бросить вызов соперничающим фанатам, точно так же, как костюм Ellesse можно легко купить в аэропорту Gatwick, а магазины Lacoste можно найти в городах по всему миру, а не только в Париже.


Но футбольные фанаты стали неожиданными и случайными пионерами в уникальной современной глобализации моды, не боялись спортивного тренда, который ранее не воспринимался как мода. Они были рискованными и влиятельными людьми, который вдохновляют и сейчас независимые лейблы на поиск своего пути в мире мужской моды.


Оле-оле-оле-олееее.... ну а далее вы знаете ))))


Автор: Arsen Cixaniridze | Тбилиси-Москва.